Мастер и Маргарита
Новости Статьи, интервью Герои и актеры Фото, видео, обои Смотреть онлайн Скачать
Сериал Мастер и Маргарита - Александр Абдулов

Народный артист России (1991).
Заслуженный артист РСФСР (1986).
Кавалер ордена Почета (1997).
Лауреат премии "Чайка" (ТВ-6, 1997) и продюсерской премии "Золотой овен" - "Человеку кинематографического года" ("Кинотавр", 1998).
Диплом за лучшую мужскую роль за фильм "Шизофрения" на V Всероссийском кинофестивале "Виват, кино России" (1997).
Приз за лучшую мужскую роль за фильм А. Суриковой "Тихие омуты" на фестивале комедийных фильмов в Новгороде (2000).
Приз "Золотая подкова" за режиссуру фильма "Бременские музыканты и Со" на фестивале фильмов о любви в Доме Ханжонкова (2001).
Приз "Странник" Международной ассоциации фантастов в Санкт-Петербурге.
Признан самым популярным отечественным актером среди россиян в 2002 году в результате опроса, проведенного компанией "Гэллап Медиа" по заказу журнала "7 дней".

Детство.

Родился в театральной семье. Отец - Гаврила Абдулович (в других источниках Гавриил Данилович) - режиссер театра в Фергане. Мать - Людмила Александровна - гример. Мама Александра - Людмила Александровна вспоминает: "У меня уже были два сына, и третьего мальчика я никак не хотела. Как узнала, что снова мальчишка, пошла на медкомиссию, решила делать аборт. Но врачи, чтобы уговорить меня рожать, сказали, что будет девочка". Однако у Абдуловых вновь родился мальчик. Третьего сына назвали Александром.

Актерская карьера Александра Абдулова началась в пятилетнем возрасте, когда он вместе с отцом вышел на сцену Ферганского драматического театра в спектакле "Кремлевские куранты". Отец для Александра всегда был и остается главным действующим лицом, память о нем, по словам самого актера, - это самое прекрасное, что у него есть в жизни. Отец воспитал в Александре отношение к театру как к Храму. Как признается мама, Александр "в школе учился средне, зато, где надо и не надо был активистом. В школе, что бы не случилось - окно ли разбили, кого-то избить хотели - во всех потасовках Абдулов".

Несмотря на то, что актерская стезя Абдулову была предопределена, в юности он о ней не помышлял: занимался музыкой и спортом. Музыкальными кумирами для него всегда служили "Beatles". Актер этого никогда не скрывал и в последнем своем авторском фильме "Бременские музыканты и Со" еще раз продемонстрировал свою любовь к великим музыкантам. Третий ребенок в семье, глава которой прошел через войну и ранения, и которая не имела особого достатка. Поэтому Саша сам мастерил себе первые гитары и слыл среди сверстников чуть ли не "пятым Битлом". Принимавший активное участие в его воспитании старший брат однажды даже выстриг у него волосы, чтобы заставить брата сидеть дома и заниматься.

Значительных успехов Александр Абдулов достиг в спорте. Профессионально занимаясь фехтованием, он был удостоен звания "Мастера спорта СССР". Впоследствии, снимаясь в "Обыковенном чуде", Александр фехтовал сам, без дублеров.

В семье ожидали, что хоть один из трех сыновей станет актером. По настоянию отца он пытался поступать после школы в театральное училище имени Щепкина, но неудачно. Сохраняя сына от армии, мать настояла на том, чтобы Александр год проучился в педагогическом институте. Одновременно он работал рабочим сцены у отца в театре. Через год Александр Абдулов вновь едет в Москву и поступает в ГИТИС, на курс И.М.Раевского. Кстати, оба брата Абдулова тоже пытались поступать в театральные ВУЗы, но провалились. В результате, старший брат окончил Нефтехимический институт имени Губкина и сегодня на пенсии. Судьба среднего брата трагична - он погиб при невыясненных обстоятельствах, ходили разговоры, что его убили, но следствие так ничего и не выяснило.

Юность.

Абдулову, как и многим, приехавшим учиться в Москву из провинции, было нелегко: "Я приехал из Ферганы как дворняжка, которая собиралась завоевывать Москву. Я этого хотел. По ночам разгружал вагоны, жил в общежитии - пять лет на Трифоновской, восемь - на Бауманской". Но актер не жалуется, считая, что это нормально. Тогда же он начал сниматься в кино в массовках. "Начинал с массовок, половины уже не помню. По-моему, было такое - "Фронт за линией фронта": я там бегал в атаку. Все время бегал. Человек не имеет права сидеть ждать чуда" - рассказывает Александр Абдулов.

В начале 70-х студенту Абдулову изменила любимая девушка, и он с горя вскрыл вены в комнате своего общежития. Спас его сосед по комнате, вернувшийся раньше времени в общагу. Сейчас об этом Александр Гаврилович вспоминает с улыбкой: "Дурак был".

В 1974 году Марк Захаров заметил талантливого юношу в дипломном спектакле и пригласил в Театр имени Ленинского Комсомола (ныне "Ленком") на главную роль лейтенанта Плужникова в спектакле по повести Б. Васильева "В списках не значился". За эту роль он был удостоен премии "Театральная весна". С тех пор имя Александра Абдулова неразрывно связано с театром Захарова. В числе самых известных театральных работ Абдулова - роль в знаменитом "ленкомовском" спектакле "Юнона" и "Авось".

Работая в "Ленкоме", молодой актер влюбился а американку, работающую в Москве вице-президентом крупного банка. Их отношения зашли далеко, как вдруг Абдулова вызвали на Лубянку. Чекисты объяснили, что его возлюбленная шпионка, и предложили сотрудничество. Абдулов отказался работать на КГБ, но и с любимой его вынудили расстаться. Потом он долгое время был "невыездным".

Абдулов рассказывает о своих отношениях с КГБ: "В КГБ меня вызывали много раз. Два раза даже пытались вербовать. После чего я сказал: "Ребята, я по-вашему не понимаю, поэтому разговора не будет". Когда первый раз на Кубу поехал, то ко мне, оказывается, специального человека приставили. Потом несколько раз меня вызывали накануне поездки в Париж с "Юноной", с которой перед этим меня не взяли на гастроли в Португалию и еще в какую-то страну. В Париже я в первый день лихо пошутил, хотя позже понял, что эта шутка могла кончиться для меня серьезными неприятностями. С нами поехали человек шесть "искусствоведов в штатском". И вот я вышел из гостиницы, увидел, что они стоят спиной ко мне, и на полном серьезе спросил: "Вы не подскажете, как будет по-французски: "Я прошу политического убежища?" И здоровый такой мужик, Сан Саныч, замечательный, как потом выяснилось, человек, повернулся и сквозь зубы сказал: "Я тебе дома переведу".

Кинокарьера.

В середине 70-х развитие получила и кинокарьера молодого актера. В кино актер дебютировал в 1974 году, еще студентом он сыграл маленькую роль десантника Козлова в фильме Михаила Пташука "Про Витю, про Машу и морскую пехоту" (1973). Потом снялся в своем первом эпизоде, даже не отмеченном в некоторых справочниках, - роли жениха в картине "Москва - любовь моя". Возможно, в этом тоже был знак судьбы, поскольку тогда, в студенческие годы, и начался его роман с хорошо известной сегодня актрисой Ириной Алферовой. Рассказывают, что влюбленный Александр пронес Ирину на руках через весь парк, прежде чем она ответила согласием на его предложение руки и сердца. В1974 г у них родилась дочь Ксения.

Широкая известность пришла к Александру Абдулову лишь после роли Медведя в телевизионном фильме "Обыкновенное чудо" (1978), поставленном Марком Захаровым по одноименной пьесе Евгения Шварца. В этом фильме наметился своеобразный актерский почерк А. Абдулова: четко очерченная форма, резкость и некоторая угловатость характера героя, великолепная пластика, ум и неповторимая лирическая интонация.

Новым успехом стала мелодрама Павла Арсенова по пьесе А.Володина "С любимыми не расставайтесь" (1979), в которой Абдулов играл главную мужскую роль, Мити, а главную женскую роль исполнила его тогдашняя жена - Ирина Алферова.

В 1982 г. на экраны выходит фантастическая комедия "Чародеи", телеверсия знаменитой повести Стругацких, явно рассчитанная на всю семью, которая, если расслабится, получит удовольствие от комедийных ситуаций, хорошей музыки и добросовестной игры популярных актеров. Абдулов сыграл в этом фильме Ивана Пухова, который всеми средствами пытается расколдовать свою невесту Алену Санину (А.Яковлева). К этому времени Абдулов уже был чрезвычайно востребованным актером. В год выходило по несколько фильмов с его участием. Так во время съемок в "Чародеях" он одновременно снимался еще в трех фильмах.

Особо следует выделить работы Александра Абдулова в фильмах Марка Захарова, которые сразу полюбились зрителю и стали заметным событием кино 80-90-х годов: "Тот самый Мюнхгаузен" 1979 г., "Дом, который построил Свифт" 1983 г., "Формула любви" 1984 г. - слуга графа Калиостро, "Убить дракона" 1988 г. - странствующий рыцарь Ланцелот. В этих фильмах Абдулов снимался с выдающимися актерами советского кино Олегом Янковским, Евгением Леоновым, Семеном Фарадой, Александрой Захаровой и другими.

В 1991 году началось сотрудничество Абдулова с режиссером Виктором Сергеевым, и их первый фильм, плутовской детектив "Гений", оказался одной из самых интересных картин тех лет и вошел в число лидеров видеопроката отечественных фильмов. Герой Абдулова - обаятельный аферист Ненашев - пришелся по душе зрителям. Не прошла незамеченной и криминальная мелодрама "Странные мужчины Семеновой Екатерины", где вместе с Александром Абдуловым снялись Наталья Фиссон и Андрей Соколов. Но другой фильм Виктора Сергеева "Шизофрения", для которого Абдулов сам написал сценарий, а консультантом был Александр Коржаков, вышедший на экраны в 1997 году, не стал открытием, как это было с "Гением"...

Незаурядный дар позволяет Александру Абдулову с равным успехом исполнять разноплановые роли, снимаясь в картинах различных жанров и у разных режиссеров. В числе самых его известных актерских работ - Никита в "Карнавале" Татьяны Лиозновой, убийца Робер из эксцентричного детектива Аллы Суриковой "Ищите женщину", лирический герой Иван из "Чародеев". Артист широкого творческого диапазона, Александр Абдулов снимался в комедиях ("Самая обаятельная и привлекательная", "За прекрасных дам", "Формула любви", "Анекдоты"), в драмах ("Храни меня, мой талисман!" и "Леди Макбет Мценского уезда" Романа Балаяна, "Над темной водой" Дмитрия Месхиева, "Сошедшие с небес" Наталии Трощенко и "Факты минувшего дня" Владимира Басова), в криминально-приключенческих ("Тайны мадам Вонг") и детективных картинах ("Десять негритят" Станислава Говорухина, "Женщина в белом" Вадима Дербенева), в историко-костюмных лентах ("Гардемарины, вперед!" Светланы Дружининой), он на своем месте и в трагифарсе ("Убить дракона"), и в приключенческих лентах ("Золото", 1993).

Трудно сказать, к какого рода героям актер тяготеет прежде всего. Он достаточно пластичен и многогранен и подобно многим театральным актерам способен, кажется, сыграть любую роль. Поэтому только в кино Абдулов сыграл более 140 ролей. Причем в большинстве случаев он играет без грима, обходится без бороды и накладных усов и только меняет костюмы в соответствии с изображаемой в картинах эпохой.

Личная жизнь.

Отношения с Ириной Алферовой вначале как бы отразились в фильме "С любимыми не расставайтесь", где Алферова и Абдулов вместе снимались. Потом молодые актеры поженились, у них родилась дочь. Но семейная жизнь не удалась, и они расстались.

Александр пережил тяжелую операцию, как он сам считает, выбрался с того света и начал новую жизнь. В ней сочетается бизнес и игра в театре и кино. Он построил загородный дом, где одно время жил вместе со своей гражданской женой Галиной (бывшей балериной) и матерью.
В его доме собирались многочисленные друзья, которые принимали активное участие в его строительстве. Один нашел прекрасное место, другой - доски для дома, третий выстроил необычайной красоты камин.

С Галиной Абдулов прожил восемь лет. Они очень любили друг друга, но пожениться не могли. Александр Гаврилович - человек связанный. Причем не светскими условностями, а узами церковного брака. В свое время он обвенчался с Ириной Алферовой. И как человек верующий, относится к браку, скрепленному церковью, со всей ответственностью. Факт разрыва с Галей Александр Гаврилович от журналистов не скрывал - в многочисленных интервью он открыто заявлял, что с недавних пор является "мужчиной абсолютно свободным и одиноким". А вот о причине расставания говорить избегал. Это породило многочисленные домыслы, что долгий роман закончился из-за постоянных взаимных измен. "Все эти разговоры - полная чушь, - заявляет Абдулов. - Я не изменяю любимым женщинам. Просто после восьми лет совместной жизни наши с Галей отношения себя исчерпали". Кстати, уходя от Алферовой, Абдулов как истинный джентльмен оставил ей квартиру. Сам долго ютился в театре. Галине он также оставил московскую квартиру и машину. Расставание с Галиной далось Александру Гавриловичу непросто. Однако свои переживания артист на люди не выносил. Но даже обычные зрители тогда заметили, что Абдулов за пару месяцев сильно осунулся и похудел. И только близкие друзья знали, что после расставания с подругой Александр с трудом вышел из тяжелой депрессии. Но психологические срывы - следствие взрывного темперамента артиста - случались все чаще и чаще.

В последнее время Абдулов живет в Москве, часто навещает свою мать в Подмосковье.

О личной жизни этого актера слагают легенды. Некоторое время он жил с журналисткой Ларисой Штейман. Знакомство началось при самых банальных обстоятельствах. Лариса пришла к народному артисту брать интервью. Абдулов, по его словам, был покорен не только внешней привлекательностью молодой журналистки, в прошлом - манекенщицы, но и ее умом, тактом.

Под влиянием возлюбленной, прекрасно разбирающейся в моде, Александр Гаврилович полностью обновил свой гардероб. Сменил бесформенные серые свитеры и черные брюки на укороченные пиджаки и курточки бежевых и песочных тонов.

Однако спустя два года и с этой женщиной Абдулов расстался. В последнее время в интервью он говорит: «Я мужчина абсолютно свободный и одинокий»...

Популярному актеру, признанному секс-символу отечественного кинематографа приписывают множество романов. Сам же актер не любит распространяться о своей личной жизни: "Не понимаю мужчин, которые рассказывают о своих женщинах. Мое личное не должно быть достоянием всех".

Единственная дочь Абдулова - Ксения закончила юридический факультет Московского университета. В 1998 г работала юристом в английской фирме в Москве. Но видимо, актерские гены сказали свое слово, и вместо юридической конторы девушка попала в передачу "Взгляд", где работала в роли одной из ведущих, потом была соведущей "Бинго-шоу" и, наконец, оказалась в сериале "Московские окна".

Личные качества.

Абдулов очень азартный человек. Когда он был моложе, страсть к рулетке заставляла его провести не один час в казино. Но последнее время самым его большим увлечением стала рыбалка. Приезжая в свой загородный дом к матери, он с удовольствием отправляется на речку.

Абдулов обычно предпочитает постоянных партнеров. Так, он снялся в четырех картинах у режиссера В.Сергеева, написал сценарий для пятой - "Шизофрения" - и недавно сыграл в ней очередную роль. Абдулов стремится постичь все этапы работы в фильме, примеривая на себя то роль сценариста, то оператора, то режиссера, в качестве которого он выступил в полудокументальной ленте "Храм должен называться храмом". Это у него наследственное: ведь отец Абдулова был не только режиссером, но и практически основателем русского драматического театра в Фергане. Близкие считают Александра Абдулова добрым и отходчивым человеком. Он же полагает, что вспыльчив, азартен и склонен к розыгрышам.

А. Абдулов всегда с благодарностью вспоминает великих русских актеров, с которыми ему пришлось встретиться в работе. Среди них, прежде всего, - Евгений Леонов и Татьяна Пельтцер. С последней его связывали не только партнерские отношения в знаменитом спектакле "Поминальная молитва", но и настоящая дружба.

Характерными чертами артистического дарования А. Абдулова всегда были сценическое обаяние, внутренняя и внешняя пластичность, мощный темперамент и самоирония. Такие качества позволили актеру создать на сцене "Ленкома" ряд интереснейших образов, ставших "визитной карточкой" театра. Это - Хоакин ("Звезда и смерть Хоакина Мурьетты" Пабло Неруды), Фернандо Лопес и Человек театра ("Юнона и Авось" А. Вознесенского и А. Рыбникова), Никита ("Жестокие игры" А. Арбузова), Трубецкой ("Школа для эмигрантов" Д. Липскерова), Менахем Мендл ("Поминальная молитва" Гр. Горина).

В своих театральных работах А. Абдулов всегда поражал непредсказуемостью выбора ролей и масштабностью характеров героев. Для таких на первый взгляд несвойственных его амплуа образов, как Верховенский ("Диктатура совести" М. Шатрова) и Сиплый ("Оптимистическая трагедия" Вс.Вишневского), актер использовал особенно яркие и безжалостные краски. Самой значительной своей ролью в театре А. Абдулов считает Алексея Ивановича в театральной версии Марка Захарова по роману Ф.М. Достоевского "Игрок" - спектакле "Варвар и еретик". За эту роль А. Абдулов был удостоен премии Фонда К.С.Станиславского и "Хрустальной Турандот", а также отмечен грамотой Международного театрального фонда имени Евг.Леонова. Этого персонажа он считает близким себе по духу. "Я по натуре игрок", - говорит актер. Абдулов: "Ценнее всего то, что моя мама смотрела спектакль ("Варвар и еретик") и плакала. Ей очень понравилось, и это для меня самая большая награда".

Непокорный характер А. Абдулова часто вызывал неудовольствие чиновников от культуры, которые порой требовали даже закрытия спектаклей с его участием и вычеркивали из списка претендентов на награды.

А. Абдулов обладает незаурядным организаторским талантом. В среде творческой и предпринимательской интеллигенции огромным успехом пользовались благотворительные вечера "На задворках", организованные А. Абдуловым. Средства от этих вечеров направлялись на шефскую помощь детским домам и неимущим людям. При его непосредственном участии был по сути дела возрожден Московский международный кинофестиваль, который актер возглавлял в течение нескольких лет. В 1993 году актер организовал и до сего времени возглавляет Театральную антрепризу, львиная доля доходов от которой направляется на благотворительность. Силами "Антрепризы Александра Абдулова" и театра "Ленком" был отреставрирован и передан Русской православной церкви храм Рождества Богородицы в Путинках.

Друзья и коллеги А. Абдулова говорят о нем как об очень надежном человеке, который в трудную минуту всегда приходит на помощь.

Последние работы.

В киноролях последних лет наглядно отразилось взросление и духовное совершенствование актера. Одной из самых значительных ролей конца XX века в его исполнении стал профессор Каштанов в фильме Эльдара Рязанова "Тихие омуты" (2000). В этом образе А. Абдулову удалось обнаружить и раскрыть тонкость, лиризм и философичность натуры своего героя, что роднило его с персонажами чеховской драматургии. Александр Гаврилович рассказывает о картине "Тихие омуты": "…изначально снималась большая телевизионная картина, которая должна была стать продолжением "С легким паром". Но Эльдар Александрович решил сделать из нее киноверсию и сильно сократил. Многие линии исчезли, появились двусмысленности. Мне дико обидно, что с "Тихими омутами" произошла такая история. Изначально это была длинная, хорошая, добрая, красивая картина. А в результате... …в телевизионной версии был другой финал: я бросался на машину, в которой сидела моя возлюбленная, упирался в лобовое стекло и признавался в любви. Кстати, из-за этой сцены я чуть не лишился ног: машина покатилась вперед, и я был зажат между двух автомобилей".

В 2000 году состоялся режиссерский дебют А. Абдулова в игровом кино (ранее он снял полудокументальный фильм "Храм должен остаться храмом") - "Бременские музыканты и Со" - мюзикл по мотивам известной сказки. Этот фильм стал одним из самых дорогостоящих проектов отечественного кино. Съемки картины проходили как в России (Москве, Санкт-Петербурге, Калмыкии), так и в других странах: Азербайджане, Египте, ЮАР и даже на острове Бали. В процессе съемок картины были использованы самые современные технологии и методы работы. Сам автор считает свой фильм не традиционной, известной всем сказкой о зверях-музыкантах, а, по его словам, рассказом о бродячих актерах, в котором отразилась в том числе и судьба самого Александра Абдулова, поехавшего в юности из далекой Ферганы "завоевывать" Москву. Режиссер утверждает, что ему удалось снять фильм только при помощи его многочисленных друзей. Это касается и финансовой стороны: на фильм не было потрачено ни копейки государственных денег. Сам автор сыграл в своем фильме Шута, от лица которого ведется повествование. Остальных персонажей играют самые популярные актеры кино - целое созвездие, элита российского кинематографа. Финал фильма, когда Бременские музыканты появляются на экране в костюмах "Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера" и улетают на "Желтой подводной лодке", А. Абдулов считает данью своей любви к "Beatles" и поклоном ушедшему веку. Главной мыслью и даже девизом своего фильма А. Абдулов считает строки из знаменитой песни: "Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету...". Актерское братство, взаимовыручка, самоотверженность для А. Абдулова - не пустые слова, а жизненное кредо.

В 2001 - 2002 годах Александр Гаврилович снялся сразу в нескольких картинах: "Желтый карлик" Д.Астрахана, "NEXT" и "NEXT-2" О.Фомина, "О любви" С.Соловьева, "Ледниковый период" А.Буравского.

В мини-сериале "Ледниковый период" актер сыграл подполковника милиции Клепко, человека честного и неподкупного, борющегося с мафией. Как говорит Абдулов, ему очень хотелось показать тип милиционера, каких, к сожалению, остается все меньше. О своей работе в 2002 году Абдулов говорит: "Год такой сумасшедший - четыре картины… Это - пятая. На подходе - шестая. Снимаюсь не потому, что я такой жадный до денег. В нашем кино денег не платят. Жалко упускать хороший материал".

 

:: о сериале :: герои :: мультимедия :: скачать :: гостевая :: ссылки ::